arturowich (arturowich) wrote,
arturowich
arturowich

Category:

Эдуард Артемьев

Небольшое интервью для журнала "Кто главный"



- Когда в восьмидесятых я впервые услышал вашу музыку, подумал, что автор ее человек какой-то несоветский. Уж очень это все было "независимо" и не похоже на все остальное.
- В советское время быть независимым было почти невозможно. Только кино давало такую возможность. Независимость вы имеете в виду материальную?
- Всякую.
- Я не зависел ни отсоюза композиторов, ни от министерства культуры... Только от режиссера: пригласят, не пригласят. Так моя судьба и сложилась. Поэтому я жил совершенно отдельно от их музыки, занимался только электроникой - тем, чем хотел.
- На каком этапе вы ощутили, что можно, так сказать, свернуть в сторону?
- Я - фаталист, как судьба поведет, так я за этим и иду. Много раз, когда я пытался сделать какие-то силовые движения, что-то поменять, всегда получал шишки. Потом понял, что я должен поступать так, как меня ведет судьба.
- В Советском Союзе кто-то пытался управлять электронной музыкой, мол, это надо делать, это не надо?
- С электронной музыкой у нас любопытная история. Электронную музыку у нас создали и вели военные. Вот Евгений Мурзин - военный человек, почтовый ящик 2377, он там сделал один из первых в мире синтезаторов - АНС (аббревиатура имени и фамилии композитора Александра Николаевича Скрябина). Сам он - инженер баллистик, занимался перехватами ракет. Разработал алгоритм перехвата движущихся целей, неважно каких. До сих пор его разработки в ходу.
Проектировать синтезатор Мурзин начал еще в конце 30-ых годов. Закончил в 1955 году. Я встретился с ним в 1960, сразу после окончания Московской Государственной консерватории. Он и пригласил меня на работу в свою лабораторию. Мурзин был известным ученым, и когда в голову ему пришла идея сделать синтезатор, он убедил руководство огромного института, чтобы под это дело ему дали лабораторию. Под его крылом мы как-то и существовали. Потом, когда он ушел в отставку, и все это дело передали министерству культуры, были предприняты попытки закрыть проект. Но у Мурзина оказался очень могущественный покровитель, на уровне ЦК партии, человек, с которым они вместе воевали. Так что пока Мурзин был жив, нас совершенно никто не трогал. Но и не пропагандировал. Концертов не было, пластинку издали только одну - называлсь "АНС", маленькая сорокопятка... Мурзин, кстати, говорил, что следующий шаг в развити музыки - это непосредственное воздействие на душу человека, не через слух. Надеюсь, господь этого не допустит. Хотя всякое может быть.
- Вы - почетный гражданин города Балтимор?
- Да..
- Как это получилось?
- Чисто случайно. Где-то в 1988 году меня пригласили туда на фестиваль электронной музыки. Руководительнице фестиваля очень понравилась моя музыка и она пригласила меня в Балтимор. Оказалось, что это элитарный фестиваль. Приглашают 10 человек со всего мира, организуют его богатейшие люди города. Каждый день приемы, мэры и все такое. Вот мэр мне и дал эту бумагу.
- Не могу не спросить о музыке к фильму "Сибириада" и группе "ППК"? (в 1998 году "ППК" вместе с хитом «Воскрешение» становится первым российским электронным проектом, получившим известность во всем мире, с его помощью, как пишут газеты, "ППК" заработали 150.000 долларов)
- Это самозванцы, которые взяли без моего разрешения и под своей фамилией выпустили запись. Потом они мне об этом сказали, потом я вроде бы их простил и разрешил использовать. Потом они опять себя ужасно повели, везде твердили, что это они сочинили.
- Но это же легко опровергнуть.
- Ну, вот такая наглость. Кстати, они из Ростова.
- Так потому же и спрашиваю.
- Наглые люди. Я просто был поражен, когда это все открылось. К тому же они оказались людьми, не знающими нот. Пименов и Поляков. Унылые люди, особенно Поляков.
- Однажды вы сказали, что "Битлз" - это сельская самодеятельность.
- Я сказал, что прозевал "Битлз", потому что не мог слушать, как они играют. Ведь это же бренчание на балалайках. Их музыка для меня открылась, когда ее стали исполнять другие. Мелодии великие, а игра их меня до сих пор раздражает.
- А "Пинк Флойд"?
- Там все великие музыканты.
- Я помню , что в свое время "Сибириада" мне очень напомнила "Wish you were here" "Пинк Флойд"
- Для меня музыка "Пинк Флойд" тогда была открытием, его музыка меня вдохновляла.
- А в советские времена, никто не интересовался, что это там за музыка звучит с экрана, какая-то не наша.
- На нас сознательно не обращали внимания. Это был своего рода заговор молчания... Но одно наше выступление закончилось скандалом. У меня есть симфония "Семь врат в мир Сатори". И однажды мы ее исполнили - у союза композиторов есть свой зал. Мы там собрались и сыграли. Все это в печати назвали музыкальным хулиганством.
- Без оргвыводов?
- Обошлось. Но нас не возьмешь. Мы ведь в основном работали в студии.
- Вы сейчас отправляетесь в Америку...
- В августе еду. Участвовать в записи музыки к фильму Red Cow, так он будет называться. Боевик, о борьбе каких-то рекламных кампаний между собой. Неизвестные авторы. Молодежь. Не знаю, почему меня пригласили, но пригласили. А вообще, если у меня есть свободное время, то собираю материал для новой оперы. "Врубель". Это была такая фантастическая личнось, раздираемая страстями. Идею подсказал Михалков-Кончаловский. А в декабре приступлю к "Утомленным солнцем-2".
- В свое время кто кого нашел: вы Михалкова, или он вас?
- Мы встретились однажды с ним на репетиции в театре киноактера. "Мертвые души". Это был балет, к которому я написал музыку. Он подошел, сказал: "Я сейчас буду делать диплом, давай поработаем вместе" . Дипломная работа называлась "Спокойный день в конце войны". 1971 год. А с братом его - Андроном мы познакомились еще раньше. Еще во время учебы в консерватории. Он же очень хороший пианист. До сих пор играет. С Андроном мы вместе учились до четвертого курса, а потом он ушел во ВГИК...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments